Главная / СТАТЬИ / Брусчатка. Укладка своими руками.

Брусчатка. Укладка своими руками.

   Брусчатка Брусчатка и тротуарная плитка являются прекрасными материалами для сооружения различных дорожек, отмосток, подъездов к гаражам и т.п.  В настоящее время существует огромное разнообразие форм и цветовых решений, которые позволяют преобразить наш участок. Причём сделать это можно собственными силами, главное соблюдать технологию укладки.

    По сравнению, например, с асфальтовым или бетонным покрытием брусчатка обладает рядом преимуществ:

  • на поверхности не образуются лужи, так как вода свободно просачивается через зазоры между кирпичиками;
  • при необходимости брусчатку можно снять и уложить заново (например, при прокладке подземных коммуникаций);
  • при нагреве солнечными лучами брусчатка не выделяет вредных веществ как асфальт.

     Вообще можно выделить три основных способа укладки брусчатки. Выбор технологии зависит от будущих условий эксплуатации покрытия:

  1. При сооружении пешеходных дорожек и площадок, а также отмосток вполне достаточно укладывать брусчатку на подготовленное основание из слоёв щебня (гравия) и песка;
  2. При сооружении площадок для проезда и стоянки легкового автотранспорта или, например, пола в гараже необходимо укладывать брусчатку на основание состоящее из слоёв щебёнки и цементно-песчаной смеси;
  3. На площадках, по которым возможен проезд более тяжёлого грузового транспорта или автобусов, брусчатка должна укладываться на бетонное основание.

    Теперь рассмотрим все эти способы подробнее.

    Сооружение пешеходной дорожки:

  садовая дорожка  В первую очередь с помощью колышков и капроновой шнурки (верёвки) производим разметку. Под будущую дорожку необходимо будет произвести выемку грунта, при этом необходимо основанию придавать уклоны (примерно 1,5 см на 1 метр), чтобы просочившаяся вода стекала к краям дорожки и не образовывала под ней лужу.

   Далее необходимо уплотнить грунт. Для этого можно использовать различный инструмент. Конечно самый лучший вариант - это применение небольших виброплит, либо пневматических или электрических трамбовок. Найти такой инструмент часто является проблемой. Хорошо, если можно взять его в прокат. Если же такой возможности нет пользуемся ручными трамбовками, сделать которые можно самостоятельно из небольшого бревна.

     Уплотнённое основание засыпаем слоем щебня или гравия (желательна фракция 20-40 мм) и снова уплотняем. Толщина подушки щебня около 10 см. Зачастую на многих ресурсах можно увидеть информацию, что для сооружения пешеходных дорожек подушку из щебня можно вообще  не делать. Но я всё же рекомендую засыпку производить.

    Слой щебня является дренажным, благодаря ему дождевая вода не насыщает песчаную подушку, а проходит через щебень (гравий) непосредственно в грунт. Песок насыщенный водой практически полностью теряет свои несущие способности и превращается в так называемый плывун. При этом кирпичики брусчатки могут проваливаться, перекашиваться и т.п. Особенно велика вероятность этого дождливой весной, когда промёрзший грунт ещё не оттаял и дождевая вода в него не впитывается.

    Без щебёночной подушки можно обойтись только в случае, когда поверхность защищена от атмосферных осадков, например при сооружении из брусчатки пола в крытой беседке.

    Сейчас некоторые производители рекомендуют перед засыпкой щебня расстилать геотекстиль, якобы для предотвращения деформации земляного полотна. Возможно это действительно оправдано, но с другой стороны материал этот появился сравнительно недавно, а раньше как-то  обходились без него и всё было нормально. В общем выбор за Вами.

    После сооружения щебёночной подушки на цементно-песчаный раствор (соотношение песка и цемента - 3 к 1) укладываем бордюры. Чтобы впоследствии при распиливании брусчатки оставалось меньше отходов, делайте ширину дорожки кратной длине одного кирпичика.

    Примерно через сутки, когда бордюры встанут делаем песчаную подушку. Толщина её около 10 см. Песок необходимо использовать речной, чтобы в нём не было глины (он лучше пропускает воду и не насыщается ей). После выравнивания слоя песка обильно поливаем его водой (практически до момента появления лужиц) и уплотняем его трамбованием.

    После этого начинаем укладывать кирпичики в соответствии с заранее выбранным рисунком, подстукивая их резиновой киянкой. При необходимости брусчатка распиливается болгаркой с алмазным диском. Обычные диски по камню будут очень быстро снашиваться.

    Закончив всю дорожку, если у Вас есть виброплита, произведите уплотнение брусчатки. Только необходимо использовать специальное прорезиненное основание, чтобы не повредить поверхность. Затем  прометите поверхность мелкозернистым чистым песком, который заполнит все щели между кирпичиками и скрепит их между собой. Смойте излишки песка несильной струёй воды (чтобы из швов он не вымывался) и если есть возможность, ещё раз пройдитесь виброплитой.

    Сооружение отмостки:

   отмосткаукладываем по такому же принципу как и описано выше, только есть одно существенное дополнение, о котором мало кто вспоминает. Как мы знаем основная цель отмостки - это отвод воды от фундамента дома. Чтобы это выполнить, нужно перед слоем щебня расстелить на грунт, например, полиэтиленовую плёнку, либо какую-нибудь рулонную гидроизоляцию.

   Причём думаю очевидно, что поверхность, на которую расстилается гидроизоляция должна быть выполнена с уклоном от стен дома.

    Сооружение площадок для проезда и стоянки легкового автотранспорта:

    Сооружение таких площадок имеет следующие отличия от технологии описанной выше (для пешеходных дорожек):

1) Толщина щебёночной подушки составляет 15-20 см;

2) Толщина песчаной подушки около 15 см;

3) После увлажнения и уплотнения песчаной подушки насыпается слой сухой цементно-песчаной смеси (соотношение 6 к 1) толщиной 4-5 см и на него укладывается брусчатка и опять же уплотняется;

4) Уложив брусчатку обильно проливаем поверхность водой, чтобы цементно-песчаная смесь затвердела. После высыхания прометаем швы (лучше использовать специальные смеси). Повторно брусчатку уже не уплотняем;

5) При сооружении площадок для умеренного проезда и стоянки легкового транспорта лучше пользоваться механизированными трамбователями или виброплитами. Ручной трамбовки здесь скорее всего будет не достаточно.

    Укладка брусчатки на бетонное основание:

    Такой способ используют для укладки брусчатки на сильнонагруженных участках, по которым возможен проезд грузового транспорта.

    После подготовки и профилирования основания засыпаем слой щебёнки толщиной около 15 см, при этом соблюдаем необходимые уклоны. Подушку трамбуем виброплитой.

   Выставив опалубку заливаем слой бетона толщиной 10-15 см. Можно дополнительно произвести армирование бетона дорожной или кладочной сеткой (сетка должна находиться в толще бетона). Пока бетон окончательно не застыл формируются уклоны.

   Бордюры устанавливаем на цементно-песчаный раствор. Кирпичики брусчатки укладыдываются после затвердевания бетонного основания на цементно-песчаную стяжку толщиной 2-3 см. При этом перед нанесением раствора бетон необходимо смочить водой.

    После того как поверхность окончательно встанет, заполняем швы затирочной смесью для брусчатки.

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ